Завершился первый тур конкурса «Нано-опера»
Геликон-опера: Обзор первого тура «Нано-Оперы» сделала Евгения Кривицкая, член медиа жюри конкурса, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь».
На юбилейный пятый конкурс «Нано-опера», который традиционно проводится Московским музыкальным театром «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, заявки подали более 200 человек, но предварительный отбор прошли только десять молодых оперных режиссеров: Ирина Гаудасинская (Санкт-Петербург), Сервер Ибраимов (Симферополь), Михаил Колегов, Вадим Летунов, Мария Фомичева, Елизавета Шахова (Москва), Ольга Мелкумова (Красногорск), Василий Селюков (Красноярск), Еренбак Тойкенов (Нур-Султан, Казахстан), Сухроб Усмонов (Душанбе, Таджикистан).
Три конкурсных этапа максимально приближены к реальному постановочному процессу. Сначала участники в течение 10 минут работают с солистами над постановкой арии, во второй день ставят дуэты и в финале – массовой сцены.
Программа первого дня состояла почти исключительно из «хитов»: всего лишь после короткого «установочного» общения с солистами конкурсанты представляли на суд жюри свои интерпретации ключевых номеров из опер «Алеко» Рахманинова, «Евгений Онегин», Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини.
По итогам первого дня во второй тур по регламенту прошли восемь человек. Выбыли из состязания Михаил Колегов (Ария Алеко «Весь табор спит…») и Елизавета Шахова (Ариозо Онегина «Вы мне писали…).
В «Нано-Опере» сложилась традиция публичного обмена мнениями членов жюри в адрес участников. Не стал исключением и пятый конкурс. Его основатель и бессменный председатель жюри Дмитрий Бертман призвал участников не иллюстрировать сюжет, а искать «действенной интонации». Александр Титель – художественный руководитель оперы МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, оценивая первый тур, заметил: «Ария – это очень личностное, лирическое высказывание. Его нельзя ставить, не придумав, о чем спектакль. Очень хотелось бы нам всем увидеть и услышать в ваших опытах идею. Сейчас многое в ваших этюдах “вытаскивают” замечательные артисты “Геликон-оперы”».
Юрий Александров, художественный руководитель Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», обратил внимание конкурсантов на их речь: «Артисты должны впитывать культуру от режиссера, современные сленги не способствуют рабочему процессу. Ваша миссия – повести за собой людей. Кроме того, режиссура рождается от музыки, а у пока об этом ничего не было сказано: повернемся сюда, тут ляжем, тут встанем… Это “разводка” по сцене». Пожелали удачи и в то же время призвали быть смелее, ярче: Реджеп Аййылмаз, режиссер Государственного театра оперы и балета Стамбула, Толеубек Альпиев, первый заместитель директора театра «Астана Опера», Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета, Джавид Имамвердиев, главный режиссер Азербайджанского государственного академического музыкального театра, Сандра Миланков, директор оперного театра Сербский национальный театр Нови-Сад, Георгий Исаакян, художественный руководитель-генеральный директор МГДМТ имени Н.И.Сац, Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра, Вячеслав Стародубцев, главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ, Рамиз Усманов, директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои в Ташкенте.
Особенность «Нано-Оперы» – медиажюри, которое по итогам всех трех туров присуждает специальный приз. В состав медиажюри входят руководители и ведущие сотрудники популярных федеральных и московских СМИ и радиостанций, в том числе Мария Бабалова, Сергей Буланов, Марина Гайкович, Феликс Грозданов, Владимир Зисман, Екатерина Кретова, Евгения Кривицкая, Наталья Литвинова, Дмитрий Морозов, Ольга Русанова, Йосси Тавор.
Три конкурсных этапа максимально приближены к реальному постановочному процессу. Сначала участники в течение 10 минут работают с солистами над постановкой арии, во второй день ставят дуэты и в финале – массовой сцены.
Программа первого дня состояла почти исключительно из «хитов»: всего лишь после короткого «установочного» общения с солистами конкурсанты представляли на суд жюри свои интерпретации ключевых номеров из опер «Алеко» Рахманинова, «Евгений Онегин», Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Моцарт и Сальери» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди, «Богема» Пуччини.
По итогам первого дня во второй тур по регламенту прошли восемь человек. Выбыли из состязания Михаил Колегов (Ария Алеко «Весь табор спит…») и Елизавета Шахова (Ариозо Онегина «Вы мне писали…).
В «Нано-Опере» сложилась традиция публичного обмена мнениями членов жюри в адрес участников. Не стал исключением и пятый конкурс. Его основатель и бессменный председатель жюри Дмитрий Бертман призвал участников не иллюстрировать сюжет, а искать «действенной интонации». Александр Титель – художественный руководитель оперы МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, оценивая первый тур, заметил: «Ария – это очень личностное, лирическое высказывание. Его нельзя ставить, не придумав, о чем спектакль. Очень хотелось бы нам всем увидеть и услышать в ваших опытах идею. Сейчас многое в ваших этюдах “вытаскивают” замечательные артисты “Геликон-оперы”».
Юрий Александров, художественный руководитель Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», обратил внимание конкурсантов на их речь: «Артисты должны впитывать культуру от режиссера, современные сленги не способствуют рабочему процессу. Ваша миссия – повести за собой людей. Кроме того, режиссура рождается от музыки, а у пока об этом ничего не было сказано: повернемся сюда, тут ляжем, тут встанем… Это “разводка” по сцене». Пожелали удачи и в то же время призвали быть смелее, ярче: Реджеп Аййылмаз, режиссер Государственного театра оперы и балета Стамбула, Толеубек Альпиев, первый заместитель директора театра «Астана Опера», Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета, Джавид Имамвердиев, главный режиссер Азербайджанского государственного академического музыкального театра, Сандра Миланков, директор оперного театра Сербский национальный театр Нови-Сад, Георгий Исаакян, художественный руководитель-генеральный директор МГДМТ имени Н.И.Сац, Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра, Вячеслав Стародубцев, главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ, Рамиз Усманов, директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои в Ташкенте.
Особенность «Нано-Оперы» – медиажюри, которое по итогам всех трех туров присуждает специальный приз. В состав медиажюри входят руководители и ведущие сотрудники популярных федеральных и московских СМИ и радиостанций, в том числе Мария Бабалова, Сергей Буланов, Марина Гайкович, Феликс Грозданов, Владимир Зисман, Екатерина Кретова, Евгения Кривицкая, Наталья Литвинова, Дмитрий Морозов, Ольга Русанова, Йосси Тавор.
View the embedded image gallery online at:
https://kras-deti.ru/news/zavershilsya-pervyj-tur-konkursa-nano-opera.html#sigProIde5b6cabce0
https://kras-deti.ru/news/zavershilsya-pervyj-tur-konkursa-nano-opera.html#sigProIde5b6cabce0
