Сайт обновлен 24.11
   Мы в социальных сетях: группа «Вконтакте» и «Фейсбуке». Подписывайтесь!

Про детские страхи

Про детские страхи
Дети в разном возрасте боятся разных вещей: в младенчестве - остаться в одиночестве, в младшем дошкольном возрасте — что им сделают больно, в старшем дошкольном возрасте — темноты и так далее. С каждым новым этапом развития приходят новые страхи, а старые, связанные с предыдущими «важнейшими мировоззренческими вопросами», отживают своё и уходят (хотя и не всегда, и это такой случай, на который имеет смысл обратить внимание).

Последний вебинар Л. Петрановской в школе "Большой медведицы" был посвящён детским страхам. Хороший повод, чтобы подумать о том, чего мы боимся и проанализировать свои страхи.

Отзыв Евгении Шафферт:
Я, например, ужасно боюсь вот чего:
- высоты, иррациональный страх, который появился уже во взрослом возрасте;
- выйдя из квартиры, нередко боюсь, что я не выключила плитку и забыла закрутить кран в ванной (кран вообще больная тема, поскольку мы однажды затопили соседей)
- отпускать ребёнка гулять одного (всё равно отпускаю конечно, но это для меня стресс)
- болезни ребёнка (правда сейчас у меня с этим уже проще)
- что в стране опять начнутся тоталитаризм, доносы, "застенки" и лагеря. Почти уверена, что на меня этот самый донос напишут, я для этого уже тыщу поводов дала. Впрочем, опыт моей семьи показывает, что повода не надо. Регулярно вижу ночные кошмары по этому поводу.
А вот этих вещей я боялась раньше, в том числе в детстве, а теперь больше не боюсь:
- темноты, ночевать одной в квартире (теперь для меня это не страх, а наоборот "наконец-то", правда бывает раз в год)
- экзаменов
- заболеть смертельной болезнью, вроде рака (не то что не боюсь, а исчез иррациональный страх и появилось понимание, что бороться можно, нужно и, главное, реально)

У сына всё проще. Он боится:
- воздушных шариков (громко лопаются, а у него слишком чувствительный слух, он даже музыку слушать не может, ему сразу плохо делается)
- пробовать незнакомую еду (естественный страх, идущий от предков)
- животных (не то чтобы прямо панически боится, а скорее опасается, не любить брать в руки), особенно собак (а вот этих панически, но тут см. п.1 про слух - собаки слишком громко для него гавкают. То есть он боится, что она вот сейчас начнет лаять, а у него от этого взорвется голова).
Такой вот список я составила для себя накануне вебинара. Беседа конечно была вовсе не для того, чтобы избавиться от своих страхов, а для того, чтобы начать получать от них удовольствие понять, откуда они взялись, как с ними лучше справляться, когда они мешают, и как помогать ребёнку в том же самом.

Людмила Петрановская рассказала о самой эмоции страха, её важности для человека, когда она помогает, а когда мешает. Дети в разном возрасте боятся разных вещей: в младенчестве - остаться в одиночестве, в младшем дошкольном возрасте - что им сделают больно, в старшем дошкольном возрасте - темноты и так далее. С каждым новым этапом развития приходят новые страхи, а старые, связанные с предыдущими "важнейшими мировоззренческими вопросами", отживают своё и уходят (хотя и не всегда, и это такой случай, на который имеет смысл обратить внимание). И на каждом из этих этапов родитель может повести себя правильно и не очень по отношению к этим детским страхам.
Взять вот, например, 3-4-летнего ребёнка, который боится укола или анализа. Говорить ему о том, что больно не будет (врать) или запрещать ему бояться ("Ты же уже большой! Ты же девочка! Это не страшно! Не надо бояться!" и прочие перлы народной педагогики) совсем неправильно. Вранье разрушает довери ребёнка к миру. А запрет бояться - это фактически запрет на чувства, который в конечно итоге "отмораживает" страх, так что в результате есть риск получить взрослого, который панически боится врачебных манипуляций или ребёнка, который никого и ничего не боится и другим запрещает (в том числе запретит в конечном итоге своим детям). Гораздо правильнее в подобных случаях максимально подробно объяснить ребёнку, что с ним сделают и как долго будет больно, потом помочь перенести эту боль и преодолеть свой страх, а в конце - похвалить за то, что он всё-таки осмелился. Не отменять страх, не зажимать его, а осознать и научиться преодолевать, вот как.

Такого рода "стратегии правильно родительского поведения" есть для каждого этапа развития и каждого соответствующего страха. Новыми для меня оказались две вещи. Первая - это то, что фобии, вроде страха высоты, насекомых или там темноты, совсем не обязательно связаны с детскими травмами, текущими стрессами или чем-то подобным. Иногда это просто особенность психики, внутри которой слишком сильна генетическая "память предков", которые тысячелетиями спасали себе жизнь с помощью этих страхов. Это можно ослабить с помощью когнитивно-поведенческих методов, а совсем убрать далеко не всегда получится. Вторая - это идея о том, что сильно испугавшегося ребенка не нужно сразу же переключать на другие эмоции, предлагать ему мороженое, пирожное и яркое зрелище. Если ребёнок сильно испугался, то пусть он поплачет, подрожит и постепенно успокоится, тут важно в первую очередь быть рядом, чтобы естественный для нас, млекопитающих, физиологический процесс "выхода" произошел, гормоны как-то устаканились, токсины вышли с потом и так далее.
В этот раз слушатели вебинара задавали очень много вопросов. У кого-то дети боятся спать одни ночью и регулярно прибегают к родителям, у кого-то панически боятся Слендермена из игра Майнкрафт, а у кого-то такой страх насекомых, что ребенок боится зайти в комнату и нюхает себе ладони...

В связи с тем, что у детей и так много страхов в жизни, встал вопрос, оберегать ли их от реальной информации о мире? Допустим, скрывать ли чью-то смерть, катастрофы, любое другое страшное знание? По словам Петрановской, единственное однозначное "нет" нужно сказать медиа-продукции, которая спекулирует на эмоции страха, вроде криминальной хроники или "хоррора". Всю остальную информацию родители могут давать ребёнку, правда тут всё сильно зависит от его особенностей - кто-то чересчур впечатлительный, а кого-то и крушение всех видов транспорта сразу ничуть не испугает. Соответственно и информация должна выдаваться по-разному, в разных порциях и в соответствующем возрасте.
И последнее про страхи. Когда говорили о способах борьбы и удачных примерах, Петрановская напомнила всем эпизод из "Гарри Поттера", где юных волшебников учили справляться с богартом - духом, который принимает облик твоего страха. Его нужно было представить себе в смешном виде. Когда тебе смешно - ты находишься в позиции победителя и больше не боишься.

А я в свою очередь, пока шёл вебинар, вспомнила ещё один пример. Есть такой сериал для подростков про ведьм-сестричек, "Зачарованные". Там в разных сериях время от времени появлялся демон Барбас, который оживлял страхи каждой из сестёр и тем надо было как-то справляться. Очень не вредно пересмотреть соответствующие серии, в каждом эпизоде надо было преодолеть свой страх, чтобы его победить!

Источник

Дорогие друзья!
Записи вебинаров Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ (в тч "Как помочь ребенку справиться со своими страхами") можно приобрести здесь.

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

вернуться к началу
Яндекс.Метрика

© Открытые сердца / Разработка и сопровождение сайта — «Ratandex»