Сайт обновлен 24.11
   Мы в социальных сетях: группа «Вконтакте» и «Фейсбуке». Подписывайтесь!

Прохождение ПМПК. Вопросы и ответы.

Прохождение ПМПК. Вопросы и ответы.
Многие сталкиваются с проблемами при прохождении ПМПК с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, особенно, если у ребенка множественные нарушения развития. С ответами и рекомендациями специалистов можно познакомиться на сайте «Особое детство». Продолжаем знакомиться.

Публикуем статью «Прохождение ПМПК детьми-инвалидами, в том числе детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития». С этой и другими статьями можно познакомиться на сайте Особое детство.

Оля
Здравствуйте!

Прошу прокомментировать ситуацию с прохождением психолого-медико-педагогической комиссии, которая сложилась в нашем районе.

Я мама ребёнка Н. с тяжелыми нарушениями развития (множественные нарушения, в том числе двигательные, лежачий ребёнок). Моему ребёнку уже 10 лет. Однако она нигде не учится. Когда я попыталась записать её на ПМПК, мне было отказано. Мотивировали отказ тем, что предложить нам они всё равно ничего не могут, кроме местного реабилитационного центра, который находится в ведении соцзащиты, а не образования, поэтому рекомендовать его они нам всё равно не могут, да и для посещения этого центра проходить ПМПК не нужно. В апреле этого года я познакомилась со специалистами областной ПМПК и они объяснили мне, что сейчас любые дети имеют право обучаться в школе, провели освидетельствование моего ребёнка и рекомендовали обучение по специальной индивидуальной программе развития на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими интеллектуальные нарушения (тяжелые множественные нарушения развития).

Моя подруга 3,5 года назад усыновила девочку из детдома. В тот момент М. не говорила, не ходила, карта у неё была вся заполнена многочисленными диагнозами, в числе прочего — ДЦП и УО (как ставят УО четырёхлетнему ребёнку, я не знаю, но у неё стояла). В семье развитие М. резко рвануло вперёд, она пошла и заговорила. Недавно они побывали у психиатра и тот полностью снял диагноз умственная отсталость. В апреле они были на ПМПК в специальной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако эта школа не захотела брать М., т.к. из-за соматического диагноза она не может контролировать тазовые функции и ходит в памперсе. ПМПК сказала им, что они считают, что М. надо идти в обычную общеобразовательную школу, хоть около дома, на надомное обучение. Заключение не дали, т.к. для того, чтобы пойти в общеобразовательную школу, ПМПК не нужна. Мама поискала и нашла поблизости общеобразовательную школу, где есть дистанционное обучение. Ей там понравилось, она захотела туда отдать М. Однако в школе испугались диагноза и попросили принести заключение ПМПК, что ребёнок действительно может учиться по общеобразовательной программе. Мама пошла в нашу территориальную ПМПК. Там, не посмотрев на ребёнка, полезли в ИПР, а инвалидность М. оформили ещё в детдоме и ИПР заполняли там же, так что в этой ИПР нет ничего, способность к обучению вообще не указана и где ей рекомендуют учиться - тоже. И маме сказали: «Нет, мы вас принять не можем, идите проходите заново МСЭ». Для того, чтобы ребёнку с сохранным интеллектом дать справку, что он может в общеобразовательной школе учиться! А заново МСЭ — это всех врачей обходить, потом очередь, потом сама комиссия, в общем, небыстрая история. Особенно учитывая то, что у них многодетная семья с грудным ребёнком.

И это не один и не два случая, это типичные истории для нашего города! Пообщавшись со знакомыми родителями детей-инвалидов, я обнаружила, что почти у всех из них есть проблемы с прохождением ПМПК. Это 35 семей, в том числе 15 - дети с очень тяжёлыми нарушениями, 7 лежачих. Большинству из них совсем не дали никакого заключения ПМПК или даже не записали на комиссию, а другим — дали заключение не исходя из состояния ребёнка и его потребностей, а исходя из того, что уже есть в районе. Областная ПМПК готова приехать к нам в город и посмотреть всех этих детей, но может это сделать только по запросу от территориальной ПМПК или в случае несогласия родителей с решением территориальной ПМПК. Но ни того, ни другого у большинства детей нет, т. к. их просто не записывают на комиссию или не дают заключение.

Я обратилась по этому поводу к председателю территориальной ПМПК. Она с недоумением спросила меня, а зачем детям с тяжёлыми нарушениями проходить ПМПК? По её мнению детям-инвалидам вообще на ПМПК не нужно приходить, им нужна только МСЭ. МСЭ определяет степень ограничения способности к обучению, прописывает в ИПР, какое обучение необходимо ребёнку, а ПМПК уже основывается на заключении МСЭ и без заполненного раздела об обучении в ИПР приходить на ПМПК не имеет смысла. Кроме того, председатель ПМПК заявила, что ограничение способности к обучению 3 степени, написанное в ИПР — это значит, что он необучаем, что "врачи запретили ребёнку учиться, ему противопоказано обучение". Детей с такой записью наша ПМПК просто не принимает, т. к. не может идти против рекомендаций врачей.

Когда я рассказала руководительнице ПМПК о существовании программ обучения детей с тяжёлыми нарушениями, о возможности составления индивидуального плана на основе этих программ, она с возмущением воскликнула: "Да кто же будет учить по таким программам?!" Я не очень поняла, почему этот вопрос адресован ко мне, мне казалось, что это я должна спросить, кто будет нас учить по этой программе, а наша ПМПК и отдел образования - на этот вопрос ответить. Но пока что система, похоже, исходит из идеи "у нас есть программа, если вам не годится - так идите куда хотите". А вовсе не "у нас есть ребёнок и нужно организовать его обучение".

Исходя из всего вышесказанного, вопросы:

- действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ли дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг!

- что обозначает «третья степень нарушения способности к обучению» и является ли это препятствием для школьного обучения?

- каким образом записаться на ПМПК, если туда не записывают? Письменные обращения они не принимают.

- и последнее. Какова вообще функция ПМПК? Определить состояние ребёнка и его образовательные потребности или подобрать что-то из существующего в окрестностях и более-менее подходящего для ребёнка?

Спасибо!

Комментарии

Павел Кантор.
Ваш рассказ – прямо-таки коллекция существующих заблуждений и типичных нарушений и ошибок, связанных с деятельностью ПМПК.

Утешает то, что в большинстве регионов, с которыми мы работаем, все-таки деятельность ПМПК устроена лучше, и даже если с самим образованием не все гладко (а везде свои трудности), ПМПК хотя бы не служит бюрократическим препоном.

Не устану снова и снова повторять, что для любого чиновника самое удобное, самое комфортное – это сказать обратившемуся к нему человеку: "Вам это не положено, да и в любом случае Вам не ко мне, а к кому-то другому". Поскольку, когда человек ушел, можно больше ни о чем не беспокоиться. Единственный способ бороться с этим (очень простой, очень эффективный, а главное – единственно возможный) – это обращаться со своим вопросом письменно и требовать письменного ответа.

Что касается поставленных вопросов.

- Для прохождения ПМПК достаточно заявления родителей. Перечень документов, которые родители должны представить на ПМПК, установлен п. 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (на уровне региона могут быть также свои нормативные акты, но они не должны противоречить Приказу министерства). В этот перечень ИПР вообще не входит, поскольку установление инвалидности и составление ИПР – это право, а не обязанность человека, и у ребенка с ОВЗ может не быть инвалидности, а у ребенка-инвалида – не быть ИПР. Требование представить ИПР, да еще и заполненную определенным образом, как условие для прохождения ПМПК – незаконно. В большинстве регионов сложилась практика, когда в составе МСЭ педагоги (да и психологи) отсутствуют, поэтому настоятельно рекомендуется (тоже не может быть жесткого требования) пройти ПМПК перед составлением ИПР, а уже соответствующие разделы ИПР заполняются с учетом или на основании заключения ПМПК. С другой стороны, если ИПР уже есть, то было бы правильно показывать его на ПМПК для формирования более полного представления о ребенке. Но повторюсь, никакого требования тут быть не может. Если встают вопросы о получении образования ребенком с ОВЗ – записывайтесь на ПМПК и приходите на неё, независимо от того, есть ли у Вас ИПР.

- Третья степень ограничения способности к обучению описывается в Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н. Там сказано: "3 степень – способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии".

Как Вы видите, здесь не идет речи о том, что такие дети не подлежат обучению в школе, наоборот, указано на возможность получения такими людьми даже и профессиональных навыков, то есть профессионального обучения и подготовки, которые согласно закону "Об образовании" возможны только после получения общего образования. Более того, прямо указано на необходимость прохождения такими детьми ПМПК. Нельзя также забывать о том, что задача реабилитации инвалидов (ст. 9 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ") – вовсе не констатация и фиксация какого-то нарушения жизнедеятельности человека, а "устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе". То есть, даже если у ребенка в настоящий момент имеется третья степень ограничения способности к обучению, это значит, что органы образования и социальной защиты должны стараться изменить эту ситуацию, компенсировать эти ограничения до второй, первой степени, либо вовсе преодолеть их. Что, как Вы понимаете, невозможно без получения образования.

- Если на ПМПК не записывают, необходимо подавать письменные заявления. Если не берут – отправлять почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении. Если не отвечают (с трудом могу себе представить) – жаловаться в территориальный орган образования. Если письменно откажут в записи на прием – звоните на горячую линию Министерства образования, не сомневаюсь, что Вам там помогут. Добиться "нужного" заключения ПМПК бывает трудно, но чтобы родитель не смог добиться прохождения ПМПК – никогда не слышал.

- Главные задачи ПМПК – подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания и оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Разумеется, разумная ПМПК, давая рекомендации ребенку, будет стараться исходить из реально доступных в данном регионе возможностей. Это противоречит духу закона (поскольку ПМПК должно определить то, что ребенку нужно, а не рекомендовать то, что имеется в наличии), но в каком-то смысле разумно. Могу сказать, что наиболее продуктивным общение с ПМПК получается у тех родителей, которые идут на ПМПК подготовленными, с заключениями специалистов и с конкретными предложениями и просьбами по организации образовательного процесса ребенка.

С другой стороны, если конкретных учреждений, занимающихся образованием таких детей, в населенном пункте нет – это не повод опускать руки. Надо требовать у ПМПК заключение об условиях получения ребенком образования и, имея на руках заключение, требовать от местного органа власти создать возможности для выполнения этих рекомендаций. Поставьте себя на место мэра или губернатора. Если он будет знать, сколько детей на "его" территории нуждаются в специальных условиях для получения образования и каких именно, шансы, что он решит проблемы родителей, значительно возрастают по сравнению с ситуацией, когда ему об этом неизвестно, либо до него доходят лишь жалобы общего характера что "всё плохо".

Хотел бы так же остановиться на ситуации "ПМПК для обычной школы". Действительно, формально для обучения в массовой школе заключения ПМПК не требуется, можно просто записываться туда и приходить в первый класс, соответственно требования директора пройти ПМПК на законе не основаны. С другой стороны, в этой ситуации я на стороне директора – он отвечает за детей, и если к нему приходит ребенок с серьезными диагнозами в анамнезе, он хочет и больше узнать о нем, и "подстраховаться". Мне кажется разумным в этом случае просить ПМПК выдать заключение о том, что ребенок в создании специальных условий для получения образования либо в адаптированной образовательной программе не нуждается.

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

вернуться к началу
Яндекс.Метрика

© Открытые сердца / Разработка и сопровождение сайта — «Ratandex»